Босния
и Герцеговина. Черногория |
(Часть 4)
Крепости Травник и Врандук. Дорога на юг. Мостар. Дорога через Грахово в Которскую бухту
Травник
Обед по дороге в Травник
|
Теперь мы движемся на запад от Боснийской
столицы в городок Травник. В Травник мы поехали не по нижней магистрали,
а по верхней горной дороге через Киселяк. Здесь мы остановились пообедать
в придорожном трактире. |
В Травнике
|
Переулки Травника. По пути в Крепость |
По пути в крепость |
В Травнике была резиденция турецких
визирей. На краю города на холме с обравистыми склонами стоит турецкая
средневековая крепость. |
Крепость в Травнике |
Травник |
Мечети Травника |
В крепости |
Мост в крепость |
Подъем в крепость |
Крепостной мост |
Травник, вид от крепости |
Долина Травника |
По крепости очень интересно лазать.
Дети несмотря на дождь разбежались по стенам и башням. В донжоне крепости
находится небольшой музей истории Травника. |
Мост в крепость |
Травник |
Крепость Травника |
Под так и не прекращавшимся ливнем мы спускаемся к машинам. Дальше мы едем в Зеницу. Какое-то время движемся по трассе назад, затем круто сворачиваем в гору. Дорога переваливает через хребет и спускается в город Зеница. Мы покружили по городу, пока не выяснили, что крепость Врандук находится не в самом городе, а в 10 км выше по реке Босня. Зеница - большой современный город с четырех-пятиэтажнами зданиями, с несколькими мечетями и церковью. |
Врандук
Замок Врандук |
Мечеть |
Башня Врандука |
В музее |
Замок расположен чрезвычайно живописно.
Он занимает вершину скалы, вокруг которой петлей изогнулась быстрая Босня.
Сейчас река вспухла от дождя и стала мутно грязного цвета. Шоссе по высокому
мосту подходит к замковой горе и протыкает ее туннелем, за которым следующий
мост возвращает дорогу на исходный берег ущелья. Но чтобы попасть в замок
надо до моста свернуть на разбитую дорогу, идущую над обрывом к небольшому
узкому мосту, перекинутому над Босней. А дальше через маленькую деревню
можно подъехать к воротам замка. |
Замок Врандук. Двор, донжон
и колодец |
В музее
|
Виноградная улитка |
Долина реки Босня |
Назад в Сараево мы ехали по основной
дороге под непрестанным проливным дождем. Шоссе строится, его превращают
в скоростной автобан. На некоторых участках уже это сделали и поставили
пункты оплаты. |
В кемпинге в Сараево
|
День 8. (5 июля) Сегодня к вечеру мы хотим быть в Черногории в Которской бухте. Утром небо прояснилось, но все равно было прохладно. Мы едем по дороге в Мостар. От Сараева шоссе идет в гору и переваливает через высокий массив, служащий водоразделом Дунайского и Адриатического бассейнов. Затем мы спускаемся к подпруженной и превращенной в озеро Ябланичко реке Неретва. |
Озеро Ябланичко |
Озеро Ябланичко |
Дорога в Мостар очень красива. После
озера она до самого Мостара тянется вдоль трех узких водохранилищ, следующих
на Неретве друг за другом. Чем ближе к морю, тем становится жарче. Потихоньку
все раздеваются, убирая теплые вещи подальше в коробки. |
Следы войны |
Старый мост
|
Знаменитый мост был построенв в XVI
веке, по указу Сулеймана Великолепного. Во время последней войны при противостоянии
боснийских мусульман и хорватов хорватская армия взорвала этот древний
мост. Случилось это в 1993 году. Только через 10 лет его начали восстанавливать.
При реконструкции использовали те же строительные методы и такой же камень,
что и в XVI веке. |
Вид с моста на город. Мечеть
Коски Мехмед Паша |
Мостар. Река Неретва |
Мостар |
На Мосту |
В Мостаре уже полно пляжного народа, которого не встретишь в Сараево. Треть туристов - русские. Здесь рукой подать до Дубровника, всего-то километров 30. Въезд безвизовый, вот и едут люди поставить галочку, что были в еще одной стране. Все улицы, подходящие к Мосту, заточены под туристов. Пустые ресторанчики с официантами-зазывалами, тележки с мороженным и сувениры, сувениры, сувениры... |
На Мосту |
А мы продолжаем ехать на юг в сторону
хорватской границы. Высоко, прямо над головой показалась крепость . В
полуразрушенном войной селе Почитель закупили продукты для обеда и свернули
на восток в гору. Эта дорога ведет к Требине и дальше в Черногорию. До
Требине 117 км. Дорога совершенно пустая, и можно хорошо разогнаться,
притормаживая, чтобы обогнать редкие грузовики. Жалко, что не остановились
посмотреть небольшой интересный городок Столац. |
Обед |
Соня и Ксеня |
В Требинье мы не останавливались,
проехали насквозь и свернули к черногорской границе. Рядом с Требине видели
несколько больших водяных колес, которые поднимают воду из реки в каналы.
Река сама и приводит их в движение. В Требине есть несколько церквей и
монастырь в горах недалеко от города. |
Вид с дороги между таможнями |
В Черногории |
Дорога в Никшич |
Дорога на Никшич |
Дорога в Никшич очень хорошая, но
нам надо сворачивать на Грахово на узкую извилистую дорожку, чтобы спуститься
в Которскую бухту. Дорога доставляют большое удовольствие водителю, если
он не боится. А если боится, то эта дорога - кошмар. Роман Николаевич
страшно перенервничал на этой дороге, где надо искать место, чтобы разъехаться
со встречным грузовиком. |
В районе Грахово |
Которская бухта. Внизу Рисан |
Транспортер на граховской дороге |
Наконец, внизу показалась Которская бухта. Совершенно не верится, что это морской залив. Как будто это большое горное озеро. Отсюда видно Рисанский залив и узкий пролив в Тиватский залив. Вот несколько петель серпантина по очень крутому склону, и мы въезжаем в Рисан. Поворачиваем направо, и через 6 километров мы в селе Моринь. Сразу за Моринем справа от дороги стоит кемпинг, в нем мы и остановились. Дальше есть еще пара кемпингов, но с нашим их и не стоит сравнивать. |
Часть 3 | Часть 5 |