Автопутешествие по Тверской, Ярославской, Вологодской, Архангельской областям и Карелии.


Нитка маршрута: Калязин – Углич – Нов. Некоуз – Брейтово – Весьегонск – Устюжна – Череповец – Белозерск – Липин Бор - Каргополь – Пудож – Онежское оз. – Вытегра – Ферапонтово – Кириллов – Череповец – Пошехонье – Рыбинск – Углич – Калязин. Всего около 2000 км.

Состав: все семейство Гетмановых: Роман и Ольга и их дети: Маша, Аня (моя жена), Коля, Ксеня, Митя, Сева, Катя, Филя, Степа (ему было 5 месяцев) и я, Яночкин Кирилл.

Сроки: 8 – 15 июня 2004 года.
Автомобили: 2 Нивы: пятидверная и трехдверная.

Моя жена Аня в июне была на восьмом месяце беременности, поэтому, понятное дело, ни о каких серьезных путешествиях или походах этим летом не могло быть и речи. Оставался единственный шанс: устроить небольшое путешествие для Аниных родителей с семьей. Дело в том, что ее отец Гетманов Роман Николаевич – акушер-гинеколог, с ним ехать было не страшно.
План минимум состоял в том, чтобы объехать Рыбинское водохранилище. Если все будет получаться удачно, и дети не устанут, то присоединим и Белозерск, ну а там уж и Каргополь.


Известные туристические места я описывать не буду, информацию о достопримечательностях можно найти в следующих книгах: Бочаров Г.Н. Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М, 1966; Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. М, 1981. (это книги белой серии); Борисов Н.С. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье. М, 2001; Каргополье – Онега. М, Далее речь пойдет о технической стороне путешествия и о неизвестных достопримечательностях маршрута.Путешествие началось и окончилось на Волге в деревне Селищи под городом Калязином.

8 июня. Погода хорошая. Выехали из деревни в Калязин на крестный ход. Пообедали в местном армянском кафе (11 порций около 1500 р.) и выехали в сторону Углича. В Угличе по плотине попали на другой берег Волги и по районной дороге едем в сторону Мышкина. В Угличе не останавливались и в Мышкин не заезжали, так как все были там не один раз. После села Сера в Мышкин направо, нам налево до дороги Мышкин – Рождественно, по ней налево. В Шипилово закупаем продукты на вечер. В Петряево направо, останавливаемся смотреть красивую церковь в селе Архангельское.

Церковь двухэтажная, второй этаж удивительно светлый и просторный, сохраанились остатки иконостаса и росписей. Рядом с церковью старая деревянная двухэтажная школа с отличной спортивной площадкой, где дети могут здорово порезвиться. В Новом Некоузе церковь (XIX век), поворачиваем в сторону Шестихино, в нем налево и вот мы на дороге в Брейтово. В Верхнем Никульском интересная Троицкая церковь (XVIII-XIX вв.), где 30 лет (до 1992 года) служил известный старец отец Павел Груздев. В с. Веретея заброшеннная церковь XVIII-XIX вв. Начался сильный дождь. По плану хотели встать на заливе у села Горелово, но там нам не удалось найти хорошего места для стоянки. В Медухово свернули на лесную дорогу в сторону Рыбинского водохранилища. Грязную лужу метров семь длиной преодолели между колеями. Выехали на отличное место на берегу залива. Дождь то перестает, то идет с новой силой. Поставили палатки, готовим ужин. Обучаем детей искать дрова, ставить палатки, разводить костер под дождем. После ужина прогулялись до самого Рыбинского водохранилища.
9 июня. Дождь шел всю ночь. Две из четырех палаток были высокогорные, рассчитанные на штормовой ветер и снег, а не на воду, так что в них подмокли спальники по краям. Дождь все не перестает. Завтракаем, быстро разбираем лагерь и уезжаем. За ночь лужа раскисла, уже как вчера не проедешь: свезет в колею, но для Нивы все нипочем. Проезжаем мимо Брейтово (там есть часовня-музей в память затопленного города Молога и других сел). Заезжаем посмотреть церковь в Прозорово. В Себельском надо повернуть по указателю на Весьегонск. Здесь же кончается асфальт. Дальше идет хорошо раскатанная песчаная дорога. Между деревнями Горинское и Новое мост через Себлю, здесь же и граница Ярославской и Тверской областей. Широкая грунтовая дорога идет по полям и лесам. Здесь ездят иногда фуры из Ярославской области в Питер. Интересна церковь в с. Никола Высока. В ней сохранился пустой иконостас и росписи. В алтаре прибрано, на Троицу приезжали служить. В Чамерово малоинтересная действующая церковь. Начинается разбитый асфальт. В Чистой Дуброве сохранилась только колокольня, в Григорково хорошая ампирная церковь. Асфальт то пропадает, то появляется снова. В Иваново выезжаем на отличную дорогу Тверь – Весьегонск. Старый Весьегонск почти весь под водой, остались только совковые бараки. На главной дороге слева столовая. В ней типичная столовская еда. Зато крайне дешево, рублей 600 на всех. Если в городе не повернуть по указателю Устюжна, а проехать вперед, то попадете на берег водохранилища, где стоят две полуразрушенные церкви, продуваемые насквозь ураганным ветром с воды. Зрелище весьма печальное.

Едем в Устюжну. Вокруг сосновые леса. Асфальт кончается, под песчаной грязью кое-где нащупывается старая брусчатка. Удобнее ехать по колеям, проложенным справа и слева от дороги. Сразу после границы областей начинается асфальт. В Устюжне известная строгановская Казанская церковь при въезде в город. Мы сходили в музей в городском соборе XVII

века. Дождь идет, не переставая. На наших глазах выростает уровень воды в придорожных канавах. Весь город плавает в воде, прохожих нет, лишь одиноко стоит и мокнет на лощади Ленин. Устраиваемся в единственной в городе гостинице (это что-то вроде дома колхозника), 200 – 300 руб каждый двухместный номер. Гуляем по городу, вечером ужинаем в ресторане Устюжна. По сути, это столовая с обслуживанием. Вечером решили, что если утром не будет солнца, маршрут придется сократить, мокнуть надоело. Да и дети умудрились вымочить всю одежду.
10 июня. Утром отличная солнечная погода, все воспряли духом. Маршрут ужимать не надо, поедем в Белозерск! Завтракаем в кафушке на первом этаже гостиницы, и в путь. На машинах подъезжаем к Устюженским церквям за Мологой, в одной из них чей-то гараж. Нас поразили удивительные ажурные кресты на храмах. По бетонке около 20 км до федеральной трассы Питер – Вологда. Трасса в отличном состоянии. Через 50 км сворачиваем направо на Коротово. 20 км до Дмитриево, последние 4-5 км колейная бетонка, но все равно можно ехать быстро 70-80 км/ч.

В Дмитриево 2 церкви: большая каменная действующая – типичная сельская церковь, и маленькая деревянная, закрытая, принадлежащая череповецкому музею. Ключи от музейной у какой-то женщины, но ее не оказалось на месте. Каменную нам открыла староста, у нее же мы потом купили молока. На обратном пути останавливаемся в селе Улома – старинном железоделательном центре. В Уломе 2 разбитые церкви такого размера, что могли бы быть вполне соборами какого-нибудь уездного города. Возвращаемся на трассу, следующая остановка – Нелазское, перед самым Череповцом. Здесь большая очень красивая деревянная церковь XVII века и полуразрушенная каменная более позднего времени. Сворачиваем на Белозерск. Местами вместо асфальта – бетонка. Нива противно прыгает и щелкает на стыках. В Белозерске пообедали в столовой в центре.

Продуваемые насквозь ледяным ветром на колокольне Спасской церкви, выслушали рассказ экскурсовода о Белозерске. В кремле ради нашей большой семьи открыли уже запертые собор и музий. В соборе

уникальный резной иконостас стиля классицизм. С валов кремля открываются замечательные виды на город и озеро. После деревянной Ильинской церкви създили к Успенскому собору. Жалко, он был закрыт. Это мое четвертое пребывание в Белозерске было самым коротким. Около семи выезжаем по направлению к Липину Бору. Узкая извилистая грейдерная дорога до самой Крохинской переправы. Переправа работает с 8 до 20 по расписанию, примерно раз в час. Перевоз бесплатный! На последнем рейсе переезжаем через Шексну. Хорошо видно затопленную церковь Крохино. В Ухтоме проезжаем мимо кладбищенской церкви, сворачиваем направо сразу после двух церквей в центре села. Отъезжаем по грунтовке около километра от села вдоль разлившейся Ухтомки, сворачиваем по чуть заметной колее к заливу. Отличное место у самой воды. Ставим мокрые палатки, тенты пока вешаем на кусты сушиться. Дети собрали гору дров, сами поставили две палатки. Ужинаем на фоне разноцветного безумного заката. Сухого вина здесь не купишь, приходится сравнивать настойки, купленные в разных областях.

11 июня. Солнце! Прямо из палаток выскакиваем в реку. Вода холодная, не поплаваешь. Тенты палаток покрыты изнутри обильным конденсатом. Пока варится каша, сушим их на деревьях. Выезжаем и сразу останавливаемся в Ухтоме смотреть церкви. У деревянной прогнила крыша трапезной, не долго ей жить осталось, уже провалился внутрь восьмерик придела. Каменную местные потихоньку растаскивают на кирпичи. Деревянная церковь на кладбище сохранилась лучше. В Липином Боре поворачиваем направо, едем до новой дороги Вытегра – Вологда. Это отличная трасса, идущая вдоль старого грейдера или по нему. На Вологодской двухкилометровке ее нет. На повороте на Липин Бор единственная до Вытегры или Каргополя заправка. Великолепная трасса с широкими обочинами проложена в лесу вдали от деревень. Очень скучно.

11 лет назад я здесь проезжал по старой дороге автостопом. Около 5 км трасса идет вдоль широкой реки Кема. Остановились искупаться – вода ледяная. Перед мостом через Кему стоит указатель Архангельск. Сворачиваем под мост на разбитый грейдер. Через 10 км остатки от деревни. Эта дорога называется Питер – Архангельск. Сейчас строится новая трасса, параллельная этой дороге, когда будет готова – не знаю. Преодолеваем несколько бродов. Один у Клематовских озер был особенно глубок. Несколько деревянных мостов. За 3-4 км до Солзы начинается жуткая грязь, проходимая только для Нивы, да и то возникало желание надеть цепи. В Кречетово закупаем продукты на обед. Здесь в стороне от дороги стоят заброшенные две церкви и колокольня, а вокруг кладбище колхозной техники. Обедаем на опушке леса и едем в Каргополь. Справа в 4-5 км оз. Лаче, но его не видно. Новая дорога здесь уже построена, но асфальт не положен. Приходится ехать по гравию, понятно, не быстро. Ближе к Каргополю дорога покрыта какой-то слежавшейся пылью, которая заменяет асфальт. Можно ехать 70-80 км/ч, поднимая желтые клубы этой пыли. Каргополь поражает размерами своих храмов. На три тысячи жителей (до революции) в городе четыре огромных церкви, в каждой из которых могло поместиться все население города, не говоря уже о меньших церквях. Жаль самая красивая из каргопольских церквей Благовещенская была вся в лесах.

Вокруг Каргополя множество интересных мест. У кого не будет с собой уставших детей, обязательно съездите в Саунино, Большую Шалгу, Красную Лягу, Ошевенское, Архангело и др. Подробнее десятикилометровки у нас не было карты, поэтому решили искать место для стоянки там, где Пудожский тракт пересекает речку Сиянга.Там, прямо у дороги и поставили палатки. Более открытого места нам не найти, а в лесу слишком много комаров. Но движения на дороге нет: одна машина в полтора-два часа.
                       
             

12 июня. Погода солнечная. Асфальт кончился: начался грейдер. В селе Лядины множество замечательных деревенских домов и знаменитый церковный комплекс: две церкви и колокольня. На дверях церкви висит объявление с телефоном, по которому надо позвонить, чтобы открыли церковь. Пришла женщина с ключами: открыла церковь и рассказала о современной жизни прихода и села. Рядом с храмами место сельских гуляний, где стоят отличные деревянные качели. Лядины - это одно из самых замечательных мест Каргополья. Едем дальше, иногда вместо грейдера появляется бетонка. В деревнях асфальт. Ближе к Лекшмозеру дорога становится узкой, извилистой и весьма живописной. После нескольких километров вдоль Лекшмозера поворот на Пудож. Сразу на границе с Карелией начинается шикарная широкая прямая дорога с великолепным покрытием. Ехать по ней чрезвычайно скучно. Все деревни остаются в стороне, в одном месте слева озеро, где, видимо, можно искупаться. Останавливаемся на мосту через Водлу после Кривцов полюбоваться на эту могучую реку, которая стремительно катит свои воды к Онежскому озеру. В 20 км выше она образует очень мощные пороги. Четыре года назад я сплавлялся по Водле на байдарках. Была высокая вода, и на три экипажа на Падуне было 4 оверкиля и три удачных прохождения, а на Печках 5 оверкилей и ни одной удачной попытки.

После моста началась старая грейдерная дорога. В Колово искупались в Водле, вода холодная. В Пудоже был день города, центр перекрыт. С трудом нашли столовку, где дешево пообедали. Закупили продукты на ужин и завтрак. Теперь едем в
сторону Вытегры. До Нигежмы хороший асфальт, а потом отличная новая дорога. После Гагуксы километров через пять шесть единственная на трассе свертка направо.Песчаная колея уходит в лес. Судя по всему, это дорога на мыс Муромский к Муромскому монастырю. Дети устали и мы не стали рисковать, зная, что там вокруг сплошные болота. Интересно, может кто-нибудь знает, можно ли проехать на машине здесь до Онежского озера? Мы же едем дальше, въезжаем в Вологодскую область. После поворота на Октябрьский асфальт кончается, начинается пыльный грейдер. В Саминском Погосте замечательная шатровая

деревянная Ильинская церковь конца XVII века. Рядом рухнувшая деревянная Тихвинская церковь конца XIX века. От церквей открывается замечательный вид на речку Самина и на окрестные деревни. После Андомского Погоста выезжаем на строящуюся новую трассу. Через 12 км поворот на Олково. По извилистой грейдерной дороге вдоль Тудозера выезжаем на берег Онежского озера. Наша цель: показать детям Онежское озеро и остановиться на ночь на его берегах. Выезжаем на берег и прямо по кромке, одно колесо в воде, другое на мокром песке, несемся, поднимая фонтан брызг, к песчаному сосновому бору. В нем устраиваем лагерь. Ходили купаться на протоку Тудозера, на Онежском озере купаться было невозможно из-за сильнейшего ветра. Вечером ветер стих, появились вечные комары. Была суббота. Веселые ребята с девицами загнали три десятки с местными номерами по колено в воду. Машинки хорошенько там увязли. Ребята, попивая пивко, в одежде лезли в воду их выталкивать. Мужики толкали машины, девицы в зад мужиков. Всем было весело, кроме владельцев машин, которых сразу было видно по озабоченным лицам. Конкретно пахло паленым сцеплением.
13 июня. Ветра нет, небо чистое. Утром купаемся в Озере, завтракаем и держим путь на Вытегру. В Вытегре почти нет ничего интересного: погуляли 40 минут и покатили по трассе на Вологду. Вскоре узкая извилистая дорога с неровным профилем переходит в новенькую прямую скучную трассу. В деревне Девятины узнали, что древняя церковь, о которой рассказывается в книжках, сгорела лет 20 назад. Сейчас на краю поселка стоит несуразная новая. Переехали через Кему, здесь мы свернули на Каргополь позавчера. Остановились перекусить и искупаться у моста через Индоманку.

До Ферапонтово ехали без остановок, кроме заправки у поворота на Липин Бор. В Ферапонтово поставили палатки на полуострове напротив монастыря (проезд только на Ниве). Были в монастыре, смотрели фрески Дионисия.

Я первый раз их видел без лесов. Прогулялись к Ципинскому погосту, искупались в тамошнем озере. Все кроме детей были в Ферапонтово не один раз, у каждого было, что вспомнить.


14 июня. Как всегда искупались, позавтракали и в путь. В Кириллове остановились на два часа, уже надо спешить возвращаться. Не обращая внимания на указатели, я повел всех по старой дороге на Череповец, как я ездил автостопом 11 лет назад.

           

И оказался не прав: наплавного моста через канал в Шиляково больше нет, спросили местных, они посоветовали, чтобы не возвращаться в Кириллов, поехать через плавник в Топорне и сельскими дорогами выехать к Иванову Бору. Так и проехали, правда, пришлось потрястись с черепашьей скоростью по пыльным дорогам. Паром платный, почему-то берут деньги еще и с пассажиров. На всех стоило что-то около 250 р. Едем в Череповец. Прыгучая щелкающая бетонка. Есть проезд к оз. Питино. Видимо, там можно и остановиться и искупаться. Дорога новее той, что изображена на вологодской двухкилометровке. В Череповце не останавливаемся, а проезжаем насквозь на мост через Шексну. Я гулял по Череповцу в 1993 году, и могу сказать, что за скорлупой из заводов, воткнутых в небо труб и новостроек скрывается тихий провинциальный городок из двухэтажных деревянных и каменных домов с собором на месте древнего монастыря. Мы же едем в Пошехонье. Хорошая дорога идет в километре-полутора от Рыбинского водохранилища. В Пошехонье заказали еду в ресторане, поставили камеру на подзарядку и пошли гулять. Городок настолько маленький, что пока готовили нам блюда, мы сделали по нему полный круг. «Ресторан» очень приятный и домашний. Рядом с собором проходил молебен – это остановился крестный ход по Ярославской губернии.

За собором на берегу залива парк с детскими аттракционами, хоть был и выходной, но наших детей бабушки с удовольствием прокатили на всех допотопных каруселях. В восьми км от Пошехонья по дороге на Данилов в Адриановой слободе находится Пошехонская Адрианова пустынь. Монастырь был сильно разрушен в советское время, но сейчас вновь возрождается. Здесь мы опять встретили этот же крестный ход. Вернулись в город и поехали по рыбинской дороге. В Кремнево разбитая церковь XIX века, в Лапушке – XVIII века. После моста через разлившуюся Ухру съезд в лес направо. Здесь множество рыбацких стоянок на берегу залива с неплохими подъездами для любых машин. Поставили лагерь.
15 июня. Всю ночь шел дождь. Утром под дождем собрали лагерь и, не завтракая, поехали в Рыбинск, до которого около 40 км. В Огарково церковь XIX в. В Рыбинске припарковались у огромного собора и под дождем пошли смотреть город. Позавтракали в кафе. Главная улица города напоминает Ярославль с его двух - трехэтажными домами и суетливой жизнью. После сонных тихих городков мы попали в другой мир. Торговля, вывески, реклама, множество спешащих людей, разукрашенные цветные фасады. Но это только глянцевая обложка, шаг в сторону от центральной улицы – покосившиеся дома, облупившиеся фасады тихие улочки и неторопливая жизнь.

Выехали на окружную и  
 
едем по дороге на Углич или Мышкинскую переправу. Хороший извилистый асфальт. Церкви в Покрове, Никола-Корме (сильно разрушенные 2 церкви, но одну восстанавливают) и в Охотино. Доехали до реки Юхоть. Если ваша цель Углич и у вас несерьезная машина, то надо ехать через Новое или через паром на Мышкин, а  

потом по плотине в Углич. Дорога от реки Юхоть до Углича на участке Кирьяново – Васильки только на карте. Хотя может через год ее достроят, а пока в мокрую погоду броды выше колена и серьезная грязь. Повозившись в грязи, под которой местами просвечивает старая брусчатка, выезжаем на идеальный асфальт и через несколько минут мы в Угличе. Забиваем доверху машины продуктами на недели вперед и едем в нашу деревню под Калязин. Так закончилось наше путешествие по северным областям России.

 

Вернуться на главную



Сайт управляется системой uCoz