Испания. Кастилия-Ла Манча

(Часть 28)


Толедо

День 22. (12 июля) Как обычно утром завтракаем, собираемся. При попытки сварить вторую чашку кофе наконец кончился газ в балоне. Мы долго ждали этого момента, несколько раз интересовались на заправках, но везде балоны меняют, а не заправляют. Мы взяли с обой не русский, а турецкий газовый балон, в который нам в Турции вкрутили переходник. Оказалось, что этот переходник подходит к европейским балонам. Мы купили пяти или шестилитровый балон где-то за 40 евро. Снова, как и в прошлом году, возим с собой два балона. Но теперь, кажется, у нас есть и азиатский и европейский типы балонов. Надеюсь, что в следующие путешествия будем брать один балон и менять его на полный.
Особой разницы между Кастилией и Андолусией пока не чувствуется. Дорога в Толедо ведет по холмистому выжженому солнцем плоскогорью.
Толедо занимает большой холм с обрывистыми склонами в излучине реки Тахо.


Алькасар и Собор. Вид с колокольни церкви Сан Хуан Баптисто
Алькасар
Церковь Сан Маркос
Алькасар

 

Машину мы оставили на паркинге рядом с Алкасаром. Алькасар - это большой прямоугольный замок в самой высокой точке города. Здесь всегда стояли крепости. В существующее здание включены фрагменты стен и башен XIII в., а в основном Алькасар построен в XVI в. Он несколько раз горел и востанавливался. Судя по внешнему виду, в XIX в. он был конкретно "восстановлен". В гражданскую войну во время боевых действий Алькасар хорошенько разрушили, а потом Франко приказал его восстановить и устроить в нем военный музей. Сейчас замок закрыт на долгую реконструкцию.
От Алькасара до собора недалеко, но приходится сначала спускаться, а потом подниматься по узким кривым улицам. Собор как и во многих городах вплотную обстроен зданиями, только с запада небольшая площадь дель Аюнтайменто позволяет рассмотреть главный фасад собора.

 

 

Церковь Сан Хуан Баптисто
 
Посада дела Ермандад
Собор Толедо

Собор Толедо начали строить в 1221 г. Это пятинефная базилика без купола крестообразная в плане с широким поперечным нефом - трансептом. С севера пристроен большой клойстер с двухярусной галереей и сакристия, вход в которую не из клойстера, а из собора. С запада по проекту должны были стоять две башни, но построена было полностью только одна. Собор фактически завершили к 1493 г.


Собор
Западный фасад собора. Порталы Ада, Прощения и Правосудия

В XVII - XVIII вв. западный фасад собора был основательно изменен, но порталы остались нетронутыми.


Колокольня
Портал Львов южного фасада
Портал дворца архиепископа
Дворец архиепископа
Муниципалитет
Портал северного фасада

 

Тимпан портала. На двух средних полосах видно сцены Брака в Кане Галилейской
Скульптуры северного фасада
Брак в Кане Галилейской
Скульптуры северного портала

Первое, что видешь, войдя в собор, это решетку главной капеллы, отделяющую алтарь от трансепта. Решетка - изысканый образец испанского Платереско XVI в, но она полностью загородила ретабло главной капеллы. Чтобы рассмотреть иконостас, надо прижаться к узорчатым прутьям. Увидеть алтарные стены XIV в. стало тем более затруднительно.


Решетка Главной капеллы
Ретабло Главной капеллы
Ренесансный мавзолей Кардинала Мендоса
Решетка и своды Главной капеллы
Готическая стена Главной капеллы
Стасии хора
Главная капелла
Верхние и нижние стасии хора
Верхние стасии хора

По переиметру хора установлены 54 стасии, на спинках которых резчик Родриго Алемана в течение 6 лет (1489-1495 гг.) с основательной точностью изобразил сцены из эпопеи взятия Гранады.
На подлокотниках, откидных сиденьях Родриго, не звязанный тематикой заказа, дал волю своей фантазии и интересам. Здесь диковинные животные, притчи, неприличные любовные сцены.
В арочных нишах за легкой элегантной колонадой из яшмы стоят скамьи верхнего ряда. Их спинки вырезаны на 50 лет позже нижних, и отличаются они существенно, относясь целеком и полностью к Эпохе Возрождения. Над колонадой насыщенный скульптурой алебастровый фриз с карнизом.
Говорят, что это самый значимый комплекс хоровых скамей в мире. И правда, невозможно вообразить, что может быть что-то более совершенное и насыщенное.


Осада Гранады
Змея и лев
Какая-то притча с кормежкой свиньи
Тоже притча? Обезьяна кормит филина
Семейная сцена
Осада Гранады
Русалки
Южный неф
Западная стена с розой
Южный неф
Мраморная скульптура Богоматери
"Ла Вирхен Бланка", XIV в.
Снятие с креста
Образ Богоматери Звезды, XIV в.
Западная стена хора

Стенка, отделяющая Хор от центрального нефа украшена в XVI в. алебастровым фризом, разделенным на секции с многолюдными сценами на сюжеты из Ветхого Завета. Под ним оборудованы входы в три капеллы, размещенные под западными сиденьями хора.


Капеллы
Эль Транспаренте
Отверстие в своде деамбулатория для освещения Эль Транспоренте
Деамбулаторий

За алтарем главной капеллы в XVIII в. со стороны деамбулатория был воздвигнут из мрамора и бронзы мощный ретабло Эль Транпоренте. Для его освещения пробили своды и соорудили на них купол. Все это украсили фресками, переходящими в скульптуру. Это сооружение столь смело вторгшееся в строгий готический интерьер всегда вызывало множество споров. Груды человеческих тел в экзальтированных позах в замысловатом порядке навалены на каркас из нескольких коринфских колонн. Фигуры, облепившие переход сводов в барабан того и гляди попадают, уж больно непрочно они там сидят, как скалалазы в рекламных журналах.


Эль Транспоренте
Потолок Зала Капитула
Потолок Вестибюля
Зал Капитула
Сакристия

Зал Капитула сооружен в XVI в. и представляет из себя причудливое сочетание ренесанса и мудехара. На стенах висят портреты толедских прелатов за почти двухтысячелетнию историю христианства на этой земле.
В сакристии собраны работы Эль Греко, есть Тициан и Гойя. Картины Эль Греко производят очень сильное впечатление. Из всех художников испанского Ренесанса нам он показался ближе всех. Его возрожденческий гуманизм человечен по-византийски, как будто итальянский титанизм прошел мимо него.
После Эль Грековских апостолов и Срывания Одежд со Христа роспись огромного потолка сакристии смотрится беспомощно жалко.


Клойстер собора
Портал клойстера
Северный фасад собора
Церковь Сан Хуан Баптисто
Церковь Сан Хуан Баптисто
Крыши Толедо

Из собора мы идем в восточную часть города. По дороге купили воды, сока и присели за столики какого-то кафе поесть хамона. Через какое-то время выбежал официант и стал нас выгонять, мы его "попросили" оставить нас в покое, что ему жалко что ли, все равно нет ни одного клиента, тем более, что мы купили у них бутылку воды.
После собора церковь Сан Хуан Баптисто не интересна, зато с ее башен открывается замечательный вид на город.
Санька после обеда заснул, и Аня осталась с ним сидеть на паперти церкви, пока остльные были на башнях.


Церковь Сан Хуан Баптисто
На паперти
Собор
Церковь Санто Томе
Пласа дель Падре Хуан де Мариана
Церковь Санто Роман

Теперь мы идем к Церкви Санто Томе, чтобы посмотреть на знаменитую картину Эль Греко Погребение графа Оргаса, расположенную в специальной часовне. Среди прочих сеньеров на похоронах, Эль Греко изобразил себя. Его лицо, отстраненное от всего происходящего, смотрит прямо на зрителя, как бы говоря: "Вот он, я, я здесь!".


Улица Санто Томе. Церковь Санто Томе
Паласио де Фуенлалида
Закрытый музей Эль Греко
Синагога Самуила Леви

Дом-музей Эль Греко закрыт и, кажется, надолго. И мы пошли в Синагогу Самуила Леви. Синагога была построена в 1357 г., а после изгнания евреев в 1492 г. превращена в церковь. Здание не так давно отреставрировано, такое количество охраны и музейных работников на единицу площади мне еще ни разу не приходилось видеть. В штате музея не один десяток человек. В синагоге воссоздана галерея, на которой находились женщины во время богослужений. Здесь все интересно скорее с исторической стороны. Можно представить себе бытовую сторону еврейского богослужения. Но с художественной стороны разве что уникальный кессонированный потолок представляет самостоятельную ценность.


Синагога Самуила Леви
Синагога Санта Мария Бланка
Синагога Самуила Леви

Зато синагога Санта Мария Бланка поражает изысканными подковообразными аркадами своего интерьера. Синагога с 1405 г. была превращена в церковь, затем в склад и казарму, но сохранила свое прекрасное внутреннее пространство.


Синагога Санта Мария Бланка
Монастырь Сан Хуан де лос Рейес

Монастырь Сан Хуан де лос Рейес, к сожалению закрылся прямо перед нашим носом, и мы не увидели его знаменитые галереи клойстера. Затем мы вышли из старого города сквозь ворота Камброн и вдоль крепостных стен добрались до ворот Солнца.


Ворота Камброн
Пожар
Ворота Камброн
Церковь
Крепостные стены Толедо
Ворота Альфонса VI (Виеха де Басагра)
Такие ниши со статуями украшают многие ворота и стены городской крепости
Улица Реал дель Аррабал
Церковь Сантьяго дель Аррабал
Улица Реал дель Аррабал
Улица Реал дель Аррабал
Ворота Солнца
Алькасар
Госпиталь Кардинала Тавера

 

Госпиталь кардинала Тавера с замечательным клойстером уже, конечно, закрыт. А там интересный музей с приличной коллекцией картин Эль Греко, есть Тициан и Рибера.
Толедо - удивительный город. В нем нет какого-то уюта, как в Сеговье или Авиле, но нигде в мире, наверное, нет такой концентрации художественных произведений, собранных естественным образом.

Из Толедо мы довольно быстро добрались до пригородов Мадрида и остановились в ближайшем к центру города кемпинге.

 

Часть 27 Часть 29

     

Оглавление

На страницу с путешествиями

Сайт управляется системой uCoz