Яночкин Кирилл. Водитель, штурман, фотограф, в общем, начальник и автор путешествия – это я.
Яночкина Аня. Повар, фотограф, штурман – моя жена
Яночкин Андрей. Повар – брат

Черненькая Майя. Фотограф, финансист  - мама

Анциферова Маша. Повар, фотограф, биолог – сестра жены.

Карту нашего маршруат можно посмотреть здесь. (Маршрут отмечен зеленым цветом.)

Справочные сведения:

«Страна камня», как называют Армению, занимает  малую часть обширного Армянского нагорья. Средняя высота ее территории – 1800 м. Для климата характерны богатство солнечной энергией, большая изменчивость погоды и хорошо выраженная вертикальная поясность, которую создает сложный горный рельеф. В Армении 96% армян, есть русские, курды, греки, ассирийцы. Язык – армянский, но большинство может говорить по-русски. Армяне – христиане. Центр Армяно-Григорианской церкви в Эчмиадзине.

Время опережает московское на 1 час. Деньги – драмы. 1$ = 580 драмов (июль 2003). Для поездки в Армению вам не потребуется никаких документов, только российский паспорт. Визы нет.

Маршрут был составлен таким образом, чтобы за две недели по возможности охватить наиболее известные архитектурные памятники, в тоже время посетить большую часть районов Армении и увидеть самые интересные и красивые места.

Использовались следующие книги: Кириллова Ю. Армения – открытый музей. (Желтая серия). Григорян А. Ереван, Гарни, Гегард, Эчмиадзин, Аштарак. (Белая серия). Эти советские серии путеводителей хорошо знакомы всем любителям путешествовать по России. Памятники архитектуры в советской Армении. Информация из Сети. А так же Энциклопедия Путешественника. Армения, купленная в Ереване. Хорошая, правда весьма оптимистичная, автомобильная карта была куплена тоже в Ереване. Книги и карты стоит покупать в Ереване на вернисаже, рядом с площадью Республики, (проходит каждые выходные) торговаться надо немилосердно.

Всю информацию о достопримечательностях можно достать в этой литературе, дальше пойдет речь лишь о технической стороне путешествия.

Общие советы:

Еда: поесть можно фактически везде. Вам предложат шашлык, лагманджо, кефте, манты. Шашлык, преимущественно свиной, большими кусками, бывает с костями обычно весьма хорош. Лагманджо – это что-то вроде круглого лаваша, вымазанного томатным соусом с перцем и фаршем. Обалденная вещь. Берите сразу много. Кефте не берите, наши котлеты вкуснее. Манты в разных местах разные. Супов обычно не бывает. Всегда предложат салат, мацун и тан. Мацун – это что-то вроде нашего творога, но жидкий и весьма специфичный. Тан – это разведенный водой подсоленный мацун. Очень хорошо утоляет жажду, немного похож на турецкий айран, бывает газированный тан. В ресторанчиках обычно небольшой выбор вин, так что вино приносите с собой, это нигде не возбраняется. Вам еще вынесут рюмки и откроют вашу бутылку. Вино берите сухое в районе 1.8 – 2 $ за бутылку, дешевле не стоит брать. Важно где и сколько вино хранилось в магазине. Мы покупали одно и тоже вино в разных местах, где не соблюдались условия хранения (а это обычное дело), вино портилось. А так в Армении отличное вино: насыщенное цветом, густое и ароматное. Хорошо идет под мясо и фрукты. Марки вин, которые нам понравились: Гандзак, Вернашен, Арени, Старый Эривань (Старый Эривань - марочное вино двух видов: выдержанное в дубовых бочках (дороже) и обычное. Нам понравилось обычное. Бочка универсализировала вкус, а вино в первую очередь – продукт местности) Есть неплохие десертные вина, но хорошие сложнее найти (марок, к сожалению, не помню). Вино надо иметь в багажнике штук 5 всегда. Приготовьтесь к тому, что как только вы войдете в ресторан или кафе, тут же местную музыку поменяют на русскую попсу или, чаще, на блатняк. То же самое, если играет живак. Нам весьма и весьма неслабый обед (ужин) обычно обходился в 8500 – 12000 драмов на всех (15-20 $).

Фрукты отличные и дешевые. Крым просто отдыхает.

Коньяк покупайте в фирменных магазинах. Не покупайте на заводе с рук, нас кинули.

Гостиницы: Исходя из нашего опыта, ночевать в палатке у воды гораздо приятнее, чем в гостинице. Во всех гостиницах по всей Армении вода бывает только в ведрах и обычно ее еле-еле хватает. Воду включают только по утрам тоненькой струйкой. Нам предложили люкс номер, но надо было 2 часа ждать, пока Ariston нагреет воду. Мы отказались, лучше холодной из ведра, да побыстрее. Если вы собрались ночевать в палатках, очень полезно купить в Армении иранский газовый баллон с горелкой (5000 драмов = 250 руб, вместе с газом, т.е. за даром). Такими баллонами пользуются все армяне, т.к. азербайджанцы отрубили им газ. Нас этот баллон очень выручил.

Дороги: От Еревана на Ленинакан (Гюмри), на Эчмиадзин, на Севан и на юг по Араратской долине до города Арарат -  магистрали с разделительной полосой неплохого качества. Основная дорога Армении из Еревана через всю страну в Иран (М-2) по местным меркам хорошая. Она в выбоинах и сильно разбита иранскими фурами. Вокруг Севана с юга разбитый асфальт, с севера большей частью мерзкая пыльная грунтовка. Неплохие дороги, идущие во все стороны от Ванадзора (Кировакана). В связи с тем, что М-2 проходит слишком близко с Нахичеванью, (в войну азербоны обстреливали эту трассу) в данный момент реконструируется очень сложная дорога из Мартуни в Ехегнадзор через Селимский перевал. К декабрю 2003г. обещают отличную дорогу, а пока это очень тяжелая грунтовка.

Бензин: продают везде 0.5 $ за литр. Чаще всего вывешивают цену за канистру, т.е. 20 л. (наследие бедных времен). В Карабахе заправок меньше. На освобожденных территориях продают только в редких уцелевших селах прямо из канистры. Автосервис дешевый.

С гаи никаких проблем. Как только говоришь, что туристы, даже документов не смотрят. Правда, придется поболтать, рассказать о себе, выслушать про родственников в Москве.

Парковка. Рядом со многими известными монастырями тусуется народ и стрижет 200 драмов = 10р за парковку. Я их посылал или давал мелочь.

Границы. Границы с Азербайджаном и Турцией закрыты. Турки закрыли границы до решения вопроса об «освобожденных территориях» (см. ниже). С Грузией граница открыта. Ходит поезд Ереван – Тбилиси. Ходят какие-то автобусы из Тбилиси. Есть, кажется, еженедельный автобус из Москвы от Курского вокзала. Летом стоил 3000р, включая все расходы на таможню и охрану: «слушай, заплатил и едешь как король». Если прибавить деньги на еду в дороге на два дня, то получиться то же самое, что лететь самолетом. Изредка ходит раздолбанный Икарус с Армянского кладбища в Москве. Он подешевле. Автобусы на каких-то участках сопровождает милиция. В стоимость входят все взятки грузинским погранцам и ментам. Армяне и знакомые грузины не советуют соваться на своей машине в Грузию. Я думаю, самой свежей информацией обладают водители этих автобусов и автобусов Москва – Тбилиси с Курского вокзала и Щелковской. Граница с Ираном открыта. Постоянно идут фуры на Ереван и в другие части Армении. Есть еще граница с Нахичеванью, там, видимо, та же ситуация, что и с самим Азербайджаном. Граница с Карабахом только на карте. Реально – это гаишные посты на дорогах, где записывают паспорта и номера машин. Эти посты стоят не на границе, а поблизости, где удобно.

Карабах. После победы в войне с Азербайджаном Республика Нагорный Карабах официально была провозглашена независимым государством. Но реально – это часть Армении, деньги здесь армянские. Чтобы попасть в Степанакерт никаких документов не требуется, но чтобы свободно перемещаться по Карабаху и по освобожденным территориям надо разрешение МИДа Армении, которое, как говорят, дают в Ереване. Современный Карабах раза в 2 больше советского. До войны Карабах был полностью окружен территорией Азербайджана и не граничил с Арменией. В результате войны армяне захватили территории между Карабахом и Арменией, между Карабахом и Ираном и некоторые другие территории, по которым проходили жизненно важные дороги, связующие части Карабаха (например дорога Степанакерт – Мартакерт). И правильно сделали. После развала Союза уже никто не смог бы помешать азербайджанцам потихоньку выжить всех армян из Карабаха, как они это делали все советское время в Карабахе. А без «освобожденных территорий» Карабах не выжил бы в азербайджанской блокаде. Границы с Азербайджаном охраняются и непроходимы. Дорога в Степанакерт – отличная. Строится новая, стратегическая, дорога «Север – Юг» из Степанакерта в Мартакерт по исконным территориям Карабаха, вдали от границ. Не ездил, но думаю, что неплохая. Остальные дороги не ремонтировались с советского времени. Армяне в Карабахе более суровые и мрачные, чувствуется за плечами война.

Основная дорога в Карабах Горис – Степанакерт хорошая, а после границы отличная. На карте есть еще 8 дорог из Армении в южную равнинную часть Карабаха. В нагорную северную часть дорог почти нет. Дорога через Зодский перевал (по ней мы ехали) проходима для всех машин с не очень маленьким дорожным просветом. Это грунтовка с довольно крутыми подъемами, сильно разбита военной техникой. Дорога Варденис – Кельбаджар (на армянских картах Карвачар) еще хуже. Военные утверждают, что только для джипов. Чтобы на нее попасть нужно проехать еще и через военный пост в Кельбаджаре. Дорога из Джермука в Кельбаджар по слухам такая же и закрыта военными. Других дорог через горы нет.



Сайт управляется системой uCoz