Кампания

(Часть 8)

Геркуланум, Везувий, Помпеи, кемпинг на Соррентийском полуострове

Геркуланум

День 11. (26 июня) Мы покидаем так понравившийся нам кемпинг в кратере Сольфатары и едм через Неаполь к подножью Везувия в Эрколано (современный город, в котором находятся раскопки древнего Геркуланума).
Геркуланум, в отличие от Помпей, которые накрыло "всего" шестиметровым слоем вулканического пепла, затопило потоками кипящей грязи и погребло под двадцатипятиметровым слоем твердой вулканической массы. Про античный город забыли, и здесь был выстроен новый город Резия, недвно переименованный в Эрколано.
Раскопки Геркуланума представляют собой огромную глубокую квадратную яму с твердыми туфовыми стенками.
Геркуланум посещает не так много туристов, и здесь нет такой толпы, как в Помпеях. Но, надо сказать, и здесь не так интересно, как в Помпеях: несколько неплохо сохранившихся домов, вот собственно и все.

"Планы были грандиозные, я лично сомневалась, что все это можно успеть за один день: Геркуланум, Везувий и Помпеи.
За билеты в Геркуланум отдали 44 евро, за Сашу взяли взрослый билет. Кирилл пытался спорить, но успеха не имел. Ходили по Геркуланому около 2 часов, подробно осматривали каждый закоулок, еси бы знали, что Помпеи гораздо интереснее, не тратили бы столько времени. Ксенька бегала сама, Саша почти не ныл."

Терраса Макрка Нония Бальба

Везувий

Подъем на Везувий
Фумарола
Из-за облачности с кратера ничего не видно

Из Геркуланума хорошая горная дорога ведет к подножию кратера Везувия. Сегодня оказался плохой день для посещения вулкана, всю вершину затянуло облаками и дальше нескольких сот метров ничего не было видно. А вот вчера Везувий был весь день свободен от облаков.
Дорога оканчивается парковкой, откуда начинается тропа на кратер Вулкана. Кратер снаружи покрыт вулканическим гравием, поэтому строить здесь дорогу или канатку бесполезно, все постоянно сползает вниз. Только маленькие полноприводные фиаты подвозят еду и сувениры в несколько ларьков на вершине кратера.
Тропа поднимается к кромке кальдеры и полукругом огибает кратер. В нашу погоду непонятно было, где облака, а где вулканический дым, но все же мы разглядели небольшую фумаролу у стенки кальдеры, да и в воздухе стоит характерный серный запах.

Пешком шли около 40 минут в одну сторону, встретили несколько русско-говорящих туристов.

Кратер
Аня

Помпеи

Форум. Храм Аполлона

На Везувии туман или облака, окутывающие вершину, переодически превращались в моросящий дождик. Когда мы спустились на машине к подножью горы, дождь пошел и здесь. Обедали мы в неплохом придорожном ресторанчике. Навигатор привел нас в Помпеи второстепенными верхними дорогами, траверсирующими склоны Везувия.
В Геркулануме в кассе музея я честно ответил, что мы из России, за что и оплатил за Саню и за Севу полный взрослый билет. Здесь бесплатные детские билеты только для граждан ЕС. В Помпеях я ответил, что мы из Болгарии и отказался показывать права или кредитки, подтверждающие это. Кассиру ничего не оставалось делать, как поверить мне на слово. Удалось сэкономить 22 евро.
На раскопки мы вошли через Порта Марина, припарковав машину в соседнем кемпинге.

"Про Помпеи писать сложно, все знают, что это за город, у всех есть к нему особое отношение, и мы не исключение. Когда-то пару лет назад мы с Кириллом читали письма Плиния младшего к Лицинию, в которых описываются последние часы Помпей, и мечтали тут побывать.
Помпеи нужно смотреть не вечером, сюда нужно приезжать с раннего утра и бродить до позднего вечера. Мы успели посмотреть почти все, но при этом бегали как ненормальные и очень сильно устали. Особенно дети. Хорошо хоть Ксенька заснула ближе к концу. "

Храм Аполлона
Форум
Форум. Храм Юпитера

Аня вооружилась картой Помпей, книгой-путеводителем с реконструкциями и провела нам четырехчасовую изматывающую экскурсию по раскопкам. Надо сказать, что Помпеи совсем не приспособлены для туристов с колясками. Мы пожалели, что не взяли вместо нее из машины рюкзак-переноску. Мы посетили все храмы Помпей, а так же все известные дома, но многие из них оказались заперты для туристов или же в них были закрыты помещения с известными помпейскими фресками.

Очень большое впечатление производят гипсовые слепки людей, погибших при извержении Везувия. Нам еще про них рассказывали в школе на уроках истории. Я себе представлял их в виде статуй - настоящих копий с тогдашних людей. Но оказалось, что пустоты, заливаемые гипсом, деформировались, да и не полностью соответствовали истлевшему человеку. В результате получились необычайно экспрессивные схематичные фигуры (не знаю, статуями их никак не назовешь).

Храм Юпитера`
Археологические находки и гипсовые изображения погибших людей
Таверна
Перистилий

Череп настоящий, остальное - гипс

В доме Фавна

Улица Изобилия
На мостовой следы от колес
Большой театр
Казармы гладиаторов
Храм Исиды
Атлант
Сцены охоты

Перистиль дома Веттиев
В доме Веттиев

Амфитеатр

Совершенно измотанные, мы, наконец, добрались до амфитеатра - конечного пункта нашей экскурсии. Вышли из раскопок мы через Порто Амфитеатро. Здесь все уселись отдыхать на траву, а я пошел вдоль Помпейских стен назад в другую сторону античного города к Порта Марина, где была припаркована наша машина в местном кемпинге. Это оказалось довольно далеко - минут двадцать очень быстрым шагом. Заплатил за парковку, забрал семью, и мы покатили на дальний конец Соррентийского полуострова в наудачу выбранный кемпинг на море подальше от крупных сел.

В амфитеатре
Соррентийское побережье

Дорога заняла около двух часов, больше чем предсказывал ТомТом. Сказались серьезные пробки в Сорренто и множество никуда не спешащих водителей на горных дорогах.
Кемпинг в Марина ди Кантоне поначалу нам не понравился. И было это так. "Из вечернего сумрака из-под раскачивающихся на сильном ветру пальмовых ветвей вынырнул неприветливый тип по имени Анжело и дал понять, что кемпинг переполнен, в нас он не заинтересован, мест нет. Проводил Кирилла с фонариком до предполагаемого места для тента: два с половиной метра глины между двумя палатками. Фактически нам пришлось ставить свои колья прямо под тент соседям. Дети перенапряглись и ныли. Пока Кирилл с Севкой ставили лагерь, я готовила ужин: рыбный салат, жареная картошка и помидоры. Ну и конечно, пока мы находимся на территории Италии, с нашего стола не сходят пармезаны, фризанте (для меня) и сухое местное для Кирилла. За ужином нам это место перестало казаться ужасным: в десятке метров слышно морской прибой, наш столик с ярко горящей лампой обступает плотная тьма, соседей, сидящих в своих палатках в паре метров от нас, не видно. Один из наших надувных матрасев продырявился, видимо перекачали. Мы с Кириллом спали фактически на земле." Здесь мы очередной раз оценили наличие полного армированного пола у всей палатки. Кстати, и передвигать ее на новое место оказалось очень просто. Вынули из нее тяжелые вещи, вытащили колышки и, взявшись за пол, передвинули палатку на новое место вместе с матрасами и легкими вещами.