Сардиния

(Часть 16)

Паром в Сардинию, вид на Бонифачо с моря, кемпинг, пещера Испиниголи, источник Су Гологоне, город Нуоро

Бассейн в кемпинге
Паром на Сардинию

День 22. (22 июля) На ресепшн кемпинга мы узнали расписание паромов Бонифачо - Санта Тереза ди Галлура и выбрали паром в час дня. Утром после сборов осталось еще время, для моря мало, а для кемпинговского бассейна в самый раз. Дети там с радостью поплескались, не смотря на то, что бассейн сильно хлорирован.
Хорошо, что мы выехали с запасом, так как в Бонифачо от пригородов до центра стояла хорошая пробка. Женщина-полицейский не пускала машины в крепость, отправляла их прямо или на стоянку. Когда мы ей сказали, что мы едем на паром в Сардинию, она нас сразу же пропустила. Пробка была из-за того, что паром привез несколько фур. А им из порта проехать через Цитадель очень и очень трудно, им нужно обе полосы для поворотов, да и то из-за припаркованных машин они двигались с чрезвычайно низкой скоростью. Вот такой вот порт в Бонифачо.
Купили билеты, цена нас удивила, что-то в районе 70 евро за полчаса переправы. Заплатив 44 евро за 4 часа из Ливорно в Бастию, мы здесь расчитывали увидеть меньшую сумму...
Мы не встали сразу в очередь, а оставили машину в тени от скалы. Наконец, разрешили въезд. Паром в Сардинию совсем маленький - только один ярус для машин.
Если из Бонифачо уезжать в Сардинию, то вовсе не обязательно совершать морскую прогулку, какую предлагают на набережной на каждом углу. Паром проходит через весь залив, огибает полуостров, на котором стоит город, проходит мимо грота, куда могут заплыть довольно большие катера и покзывает морскую строну Бонифачо.

Море под городом Бонифачо
Грот
Бонифачо. Видно Лестницу Короля Арагонского к источнику пресной воды

Бонифачо с моря смотрится фантастически

Ну вот мы и на Сардинии. Мы решили обосноваться где-то в районе деревни Будони на северо-восточном побережье. Западный ветер еще не сосвсем утих, поэтому западное побережье нам не подходило, а про Будони пишут, что там песчаные пляжи.
Остров сразу кажется каким-то скучным и плоским. Вдоль дорог тянутся бесконечные заборы из колючей проволоки, за заборами желтая выжженная солнцем трава. Вогруг до самого горизонта пологие соломенного цвета холмы...
Зато дороги здесь в отличие от корсиканских очень хорошие. Мы доехали до объездной Олбии, дальше началась магистраль. Мы думали, что здесь как и в Италии все магистрали платные, но нет, на острове нет платных дорог, хотя из Кальяри до Олбии и из Кальяри до Сасари проложен настоящий автобан, за исключением нескольких десятков километров от Кальяри, где есть левые повороты и, соответственно, существенные ограничения скорости в этих местах.

Кстати с Том-Томом (точнее с самой свежей картой Западной и Центральной Европы) надо быть в Сардинии настороже. Почти все магистрали по этой карте имеют ограничение 50 км/ч или 80 км/ч. Поэтому при прокладке маршрута томтом их обходит по мелким второстепенным дорогам. Приходится каждый маршрут навигатора проверять по карте. Вот когда съехал с магистрали, можно верить томтому. Еще был пойман глюк в одной деревне в горном массиве Дженнардженту. Вся деревня была криво привязана, машина на карте ехала по домам и поперек старых дорог. Выехали из деревни - глюк пропал.

После Олбии мы мчались по скоростному шоссе. Проехали несколько довольно длинных туннелей. Здесь, как и на итальянских автобанах, в горах надо быть предельно внимательным, если едешь на максимально разрешенной скорости или выше. Хотя это и магистраль, поворотов в горах очень много, есть длинные спуски с затяжными поворотами. При трафике, особенно в сумерках дорога требует напряжения. (Конечно, если едешь быстро). В Будони кемпинг нам показался большим и шумным. Мало того, на его пляж съезжалось много машин с других мест. Мы поехали вдоль моря дальше. Недалеко от моря стояло около десятка однотипных домиков, причем некоторые были явно свободны. Мы подъехали спросить, можно ли их снять. Нам объяснили, что только через фирму посредника. Потом нам попался кемпинг прямо на берегу моря и мы туда сдались. Кемпинг стоит чуть-чуть не доезжая мыса Баттерия.
Я был готов к очень высоким ценам на Сардинии, но сумма в 53 е за ночь на семью нас убила. Это при том, что сделали скидку: не брали денег за Саню. Да еще при этой цене выдвигают распространенное по всей Сардинии правило, что миниму три ночи!
Но кемпинг и правда очень приятный. Для каждого места выделяют приличный по размерам участок, а главное, что везде тень, так как весь кемпинг стоит в сосновой роще. Здесь и впомине нет тесноты и некого ощущения общежития, как в корсиканских кемпингах.
В Сардинии очень серьезная безработица, поэтому везде искусственно создаются рабочие места. Часто это напоминает Турцию. В кемпинге один мужичок с рацией круглые сутки дежурит у ворот. Потом нас передавали из рук в руки дяди с рациями и показывали по несколько раз, где мы можем поставить палатку, где машину, где души, раковины и туалеты. Потом пришла девушка, и мы с трудом ее поняли. Сегодня вечером на площадке у моря будет большое барбекю для всего населения кемпинга. Она нам так же дала какие-то талончики на еду.
Мы поставили лагерь и пошли до вечера на море. Пляж здесь исключительно для обитателей кемпинга, поэтому он тихий и какой-то домашний.

Пляж кемпинга

Кемпинг
Барбекю

А вечером было барбекю. Здесь такие мероприятия проходят не редко, все население кемпинга уже знает, что да как. Нам объяснили, что мы должны принести свой стол и стулья и поставить их на площади. Мы еще захватили пакет сока детям и коробку вина, но это оказалось лишним, на каждый столик дали по полутора литровой бутылке охлажденного молодого вина. Один дядя выставил компьютер на столик и крутил через большие колонки Джетро Талл на всю площадь, а другие весело грилили колбаски на большой решетке. Еще какие-то дядьки специальным ножом крошили сыр внутри сырных голов, засовывали большие крошки в хлеб и угощали всех желающих.

Затем принесли огромные котлы пасты, тут же выстроилась очередь. Надо было отдать талончики одного цвета и получить в свою тарелку порцию пасты. Паста еще осталась, и добавку давали всем. А потом вынесли колбаски... И они тоже остались... А вот полуторолитровая бутыль под конец вечера оказалась пуста...

Саня ест пасту
Ксеня ест маму
Вино уже выпито

День 23. (23 июля) С утра до обеда купаемся и загораем на море. Пляж здесь большой и только для жителей кемпинга. Зонтики никто не уносит, а оставляют их сложенными, часто к ним привязывают сумку с игрушками... Мы тоже оставили на пляже свой зонтик, коврики и игрушки.

После обеда мы поехали путешествовать. Наша цель - карстовая пещера, карстовый источник и город Нуоро.

Часть пляжа, отведенная под лодки

На пляже
В кемпинге
В кафе
Аня на дорогах Сардинии
Деревня Позада с замком Кастелло де Фава, XII в.

Деревня Позада с высокой башней замка стоит совсем недалеко от нас. Дальше дорога идет по гористой местности вдоль моря, потом поднимается на невысокую гряду Барония, спускаясь с нее в городке Орозеи. В нем есть три интересные церкви и башня пизанского времени.

Вообще в Сардинии принято смотреть остатки нурагической цивилизации (ок. 1700 г. до Р.Х.). Нам, правда, не хватает широты интересов, чтобы исследовать под нещадным сардинским солнцем маловразумительные руины поселений. Многочисленные башни-нураги, разбросанные по всему острову, тоже как-то не особо привлекли наше внимание. В основном мы старались посмотреть природные достопримечательности и города.

Церкви городка Орозеи
Пещера Испиниголи

Не доезжая несколько километров до Доргали, надо свернуть на маленькую дорогу, которая приведет к пещере. Здесь небольшой грот, внутри которого сорокаметровый провал в огромный зал с сталактитами и сталагмитами. Пещеру, точнее сам зал открыли в XIX веке пастухи, когда у них из грота стали пропадать овцы.
Здесь собирают группы и проводят экскурсии на итальянском и английском языках. Открытая часть пещеры - это, как всегда, только часть очень большой карстовой системы. Тяжко подниматься из прохладной ямы наверх в духоту под палящее солнце...

Озеро
Вода в источнике
На ручье

Следующая наша цель - источник Су Гологоне. Это целлый комплекс карстовых источников, бьющих из скал. Здесь устроена зона отдыха с кафе и детской площадкой. Сначала тропа проходит мимо небольшого ключа, и мы подумали, что это и есть тот самый источник. Ручей, образовавшийся из ключа, весело журча по камушкам, впадает в подпруженную речку, превратившуюся в искусственное озеро. Искупали в ручье детей, попили прохладную воду. Потом пошли дальше и увидели сам источник.

У ручья
Саня купается в ручье
Озеро

Источник Су Гологоне
Просмотреть увеличенную карту

Источник - это глубокая трещина в скале, заполненная водой. Получилось узкое, длинной метров десять, но совершенно бездонное озерцо. Один его край так и уходит куда-то глубоко-глубоко в скалу, откуда бьет с невероятной силой вода. В этом можно убедится, увидев, какой мощный поток вытекает из озера. Говорят, что расход воды здесь колеблется от 300 до 500 л/с.
Но эта щель поистине бездонная. Когда стоишь над ней и смотришь вниз, становится жутко.

Пропасть, заполненная водой
Источник Су Гологоне
Ксеня
Кирилл нарушает правила и устраивает заплыв.

Посетителей здесь довольно мало, я дождался, когда все уйдут, и прыгнул в воду. Я ожидал какого-то невероятного холода, как в проруби или в известных карстовых источниках между Бологим и Валдаем, но вода была просто холодная. Успел вылезти и одеться за секунду до прихода следующей группы.
Недалеко от источника стоит небольшая церковь.

Санька с Ксеней наигрались на детской площадке, и мы поехали через горы в Нуоро.
Оборачиваясь назад, надо сказать, что эти места - восточные склоны массива Дженнардженту, нам показались самыми интересными, красивыми и необычными на всей Сардинии. Здесь все красочней, сочней и разнообразней, чем в самих горах Дженнардженту, не говоря уж о соломенных желтых степях, которые покрывают весь остров. Знать бы это заранее, мы бы здесь поездили и походили бы побольше...

Часовня рядом с источниками Су Гологоне
Анька с Саней бегают под поливалками

Нуоро

Улица Гарибальди
Церковь Санта Мария делле Грацие

Нуоро имеет небольшой исторический центр, между церковью Санта Мария делле Грацие и собором. Улица Гарибальди - пешеходная зона с бутиками и кафе, а шаг в сторону в переулки - обшарпанные разваливающиеся домики.
По большому счету Нуоро неинтересный городок, не имеющий какого-то своего лица. Наверное, самое приятное - это расположение городка на горе, почти на краю крутого обрыва, по которому к городу подбирается дорога...

Улица Гарибальди
Площадь Виттрио Эммануеле
Собор Санта Мария делле Неве

Из Нуоро мы выехали на автомагистраль и минут за сорок домчались до кемпинга. Все-таки разница во времени между магистралью и обычной дорогой в горах колоссальная!