Сербия. Дорога домой

(Часть 20)

Крепость Маглич, Жича, Любостинья, Крушевац, Лазарица, Раваница, дорога домой

Мы продолжаем движение на север в сторону Кральево. На изгибе долины Ибары на горе показался замок Маглич, построенный в XIII веке для контроля над долиной Ибара. Позже он неоднократно обновлялся сербскими королями, пока не был захвачен турками.


Крепость Маглич, XIII в.
Крепость Маглич
Долина Ибар


Монастырь Жича


В Кральево мы не заезжаем, а сразу сворачиваем к монастырю Жича на окраине города. Монастырь был основан святым Саввой Сербским, 1219 году Жича стала центром новой самостоятельной сербской архиепископии. Короли венчались здесь на царство до конца XIII  века.
Главную церковь Вознесения строили с 1206 по 1217 год. Церковь представляет все ту же Рашскую школу, основанную на романских и византийских элементах.


Церковь Вознесения
Церковь Вознесения

Западная часть храма
Храм

Монастырь грабили и разрушали сначала болгары в 1290 году, позже турки. От оригинальных фресок остались только фрагменты под куполом и в южном трансепте. Остальные фрески XIV века и позже.



Нартекс
Вторая церковь монастыря
Парк вокруг монастыря

 

Монастырь Любостинья
Монастырская церковь

Монастырь Любостинья находится на пол-пути между Кральево и Крушевацем в нескольких километрах от шоссе. Это большой женский монастырь, где монахини занимаются пчеловодством и виноделием.
Обитель основала вдова царя Лазаря Милица в самом начале XV века, после битвы на Косовом поле, где погиб ее муж.
Церковь монастыря - яркий образец Моравской школы сербского зодчества. Для нее характерны крестообразный план, чередование кирпичной и каменной кладки, декоративное обрамление каменной резьбой вокруг окон и дверей.
В отличие от Студеницы здесь почти нет туристов, монахини не прячутся по кельям, и жизнь монастыря происходит на глазах. Сюда приехжает много паломников, назад все едут с бутылками монастырского вина и с медом. Мы тоже купили пару бутылок. Пожилая монахиня принесла нам из подвала пыльные и пахнущие погребом темные бутыли.




Крушевац

Лазарица
Детали церкви

Затем мы приехали в Крушевац, где и заночевали. Остановились мы в отеле Рубин, представляющим колорит восьмидесятых годов. Отель потихонку ветшает и приобретает унылый запущенный вид.
Мы забросили вещи в гостиницу и под моросящим дождем пошли гулять по городу. Ближе к реке расположена старая крепость, от которой остались валы, ров и руины башни. Посреди крепости стоит Собор Лазарица, построенный в 1380 году. Лазарица - типичный пример Моравской школы. Фрески были уничтожены турками.
По преданию в этой церкви причащался св. князь Лазарь и его войско перед битвой на Косовом поле в 1389 году.
Сам город Крушевац почти ничем не примечателен.


Лазарица
Иконостас
Руины крепости
   
В переулках Крушеваца
Некрологи
На улицах города
Крушевац

День 27. (24 июля) Утром мы позавтракали в отеле и поехали дальше. Погода стоит холодная и промозглая, но дождя нет. Даже иногда мелькало солнышко.
Мы выехали на большую трансбалканскую трассу и проехали по ней на север за город Ягодина. Потом свернули направо и скоро добрались до монастыря Раваница.


Раваница

Монастырь Раваница
Монастырская церковь

Обитель была основана князем Лазарем в 1376 году, и сюда было привезено его тело после гибели в 1389 году в битве на Косовом поле. Мощи князя Лазаря потом долго перемещались по Венгрии и Сербии пока совсем недавно снова не вернулись в Раваницу.
Церковь Раваницы является первым образцом Моравскоц школы.
К сожалению, мы не попали в церковь. Она была зыкрыты, и вообще вокруг не было не единой души, как будто монастырь вымер.


Церковь в Раванице
Остатки башни
Раваница
Стена алтаря

Чужая фотография Манасии, в который мы не съездили

Затем мы собирались съездить в монастырь Манасия, но решили, что монастырей мы уже насмотрелись. Уже плохо помним, какой монастырь как выглядит. А зря. Стоило създить в этот последний на пути монастырь. Манасия, как потом выяснили, один из самых красивых сербских монастырей. Он завершает собой золотой век Сербского искусства перед страшными веками турецкого господства.
Мы решили уезжать из Сербии. По транбалканской магистрали быстро летим на север в сторону Белграда. В Белграде довольно плотное движение, и очень неудобно устроен транзит. Во второй половине дня начались непрерывные дожди. Обедали мы в сербском кафе на одной из заправок. Позвонили по скайпу родственникам, воспользовавшись открытым вайфаем ресторанчика.

По плану здесь должна была начинаться вторая часть путешествия, состоящая из Вены, Братиславы, Праги, "а дальше видно будет..."
Так как мы решили ехать в Вену, то в Суботице свернули с трассы и через город едем в сторону небольшого перехода в Венгрию. Суботицу проехали через центр. Это очень приятный городок, по которому стоит часок погулять.
В Венгрии дожди пошли просто стеной. По узким венгерским дорогам без обочин крайне неприятно ездить. Из под встречных фур вода летит стеной. Ощущение такое же, как при езде по грязной снежной каше в России, только дороги гораздо уже, правда идеально ровные.
Дождь настолько сильный, что за несколько секунд промокаешь до нитки. Настроение у нас резко падает. Куда под такими дождями гулять с детьми по городам?!
На ночь становились в придорожном отеле. С венграми очень тяжело общаться, с марокканцами легче! Англиский в провинции большая редкость. Комната мне понравилась, цена тоже, но хозяйка отеля не стала открывать ворота, то ли не хотела, то ли сломались. А таскать вещи под ливнем сто метров, замочишь не только себя, но и вещи.
Остановились в другом мотеле, где машину подогнали прямо ко входу в бунгало, так что поднятая дверь универсала служила крыше перед входом в домик.
Посмотрели прогноз погоды в интернете. Непрерывные ливневые дожди еще по крайней мере 10 дней! Решили ехать домой.



День 28. (25 июля) Проснулись поздно. Проехали через центр Будапешта. Мы испугались, что в пятницу вечером в Чопе будет очередь, и поехоли с приличным крюком через Берегово. Дождь прекращается на несколько минут, потом льют снова. В Карпатах Размыло стенки, на дорогах много камней, местами завалена целая полоса. Часто встречаются локальные пробки. Реки вышли из берегов, затопили все поля. Местные жители с тоской смотрят на свои затопленные огороды. А струя теперь бьет в дамбу дороги. Как выяснилось позже, мы чуть ли не в последний день проскочили по карпатской трассе перед ее закрытием из-за стихийных бедствий.
Заночевали мы в какой-то ночлежке перед Львовом. Причем из-за экономии времени, а не денег. В двух-трех гостиницах не было мест, а в одной надо было час ждать освобождения номера. А лучше было подождать. Так мы и попали в эту грязную ночлежку для дальнобойщиков. Причем поняли, что это вроде борделя только тогда, когда перенесли вещи в номер. Вылезать и вновь в дождь искать гостиницы очень не хотелось. Посмотрели на прожженную романтику придорожных романов водителей и офицанток. Удивительно, как мало мы знаем о жизни странствующих работяг дорожных рабочих, дальнобойщиков и т.д.

 

В ночлежке под Львовом

День 29. (26 июля) Больше я никогда не поеду через Киев! Я знал, что это дорога хуже, чем путь через Ковель, но не настолько же! Мы хотели ехать через Киев, чтобы закупиться крымским вином. Дорога до Ровно разбита просто неимоверно. Попадаются иногда просто криминальные ямы. Кроме того очень много ремонтов, хорошо, что мы ехали в субботу утром, машин было мало. Мы сели на хвост даишнику и ехали довольно быстро. Он нам показывал, как объезжать колдобины и ямы. Без него я бы не стал по этой дороге так нестись.
В Киеве в Metro затарились десертными крымскими винами и спрятали их в багажнике, в котором и без того было литров 20 венгерских вин. Пообедали в придорожном кафе. На таможне "Три Сестры" были хорошие очереди, но с украинской стороны, когда я сказал человеку с рацией, что у меня трехмесячный и четырехлетний ребенок, то он сразу пустил нас без очереди. На российской тамажне охранник тоже пропустил нас без очереди, но идиот-таможенник решил поставить нас на место и долго не брал у нас таможенную декларацию.
Заночевали в лесу недалеко от границы.


В Брянских лесах

День 30. (27 июля) Проснулись. Позавтракали. И без остановок домой.

На следующий день приехали в нашу деревню на Волге. Пожили там недельку, а дожди в Европе не кончались. Вот мы и рванули туда, где их нет, на Санторин.



 

Часть 19 Оглавление

     

Оглавление

На страницу с путешествиями

Сайт управляется системой uCoz