Марокко

(Часть 44)

Колодцы

Из Мерзуги мы едем назад в Эрфуд по другой дороге через Риссани. Немного недоходя Эрфуда мы сворачиваем налево и по узкой асфальтовой дороге несемся на запад к центру высокого Атласа. Асфальт идет по пустыне, но совсем недалеко в каньоне параллельном шоссе прячутся оазисы пальмиры пересыхающей реки Рерис. Проезжали интересное место. По пустыне разбросаны невысокие каменные кратеры. Такое впечатление, что это старые колодцы. Породу вычерпывали из ямы и тут же вываливали. Рядом с одним из кратеров сидел под тентом из колючек бербер. Видимо, он продавал воду из этих колодцев.

Впереди Высокий Атлас

Скоро впереди замаячили контуры высоких хребтов - это Высокий Атлас. Выехали на шоссе Эррашидия - Марракеш и быстро по равнинине, окруженной со всех сторон горами, доехали до Тинерхира. Тинерхир - это длинный оазис вдоль реки.
На краю Тинерхира, почти не заезжая в него, сворачиваем на север в ущелье Тодра.

Тинерхир
Низовья долины Тодрес
Вот так Атлас резко обравается в пустыню
Пальмира Тодрес
Тинерхир. Жизнь вокруг оазиса
С этой же точки вид в другую сторону
Ущелье Тодрес

Через 9 км подъема по ущелью Тодрес мы заехали в кемпинг Le Soleil. Это был лучший наш кемпинг в Марокко. Мало того, что в нем был бассейн, где не плескались берберы, а только белые люди, здесь были стиральные машины, чистые европейские туалеты и душ. Мы сразу же заказали ужин, зная, как долго готовятся тажины, поставили палатки и пошли плвавть в бассейне.

Бассейн в кемпинге
барабанное шоу

Приехали в кемпинг мы почти в сумерках. Пока купались, ставили палатки мылись в душе, уже стемнело. После вкуснейшего тажина нам подали мятный марокканский чай "за счет заведения". Молодой берберский парень принес барабан, сел и стал играть. Через 10 минут все работники кемпинга пришли с барабанами четырех видов и стали подлаживаться под ритм. Музыка становилась все быстрее и изощреннее. В итоге в 7 барабанов в жутком темпе, подпевая какие-то берберские песни они стучали, быстро раскачиваясь в такт ударам. Иногда кто-то из них отлучался обслужить клиентов, потом возвращался и снова брал барабан. Видимо, у берберов это в крови, они по-настоящему входят в экстаз под барабанную дробь, запрокидывают головы, закрывают глаза.
Берберы приглашали и нас постучать на барабанах.
Кроме нас в кемпинге была группа французов человек 15. Нам пришлось ждать, пока они освободят стиральные машины.
Мы разговорились с одним молодым бербером. Удивительно, но он был везде в Атласских горах и обладает очень точной информацией о всех дорогах. Показал нам какие дороги только для полного привода, (с точностью совпало с информацией из LP). Он нам посоветовал интереснейший маршрут по плохим дорогам, но все же проходимым на нашей машине.
Мы так и решили вместо проторенной дороги через Урзазат в Марракеш проехать через центр Высокого Атласа по дорогам для местных. Конечно, мы потеряли ущелье Дадес, Урзазат и Телует, но приобрели впечатление о настоящем Атласе без асфальтовых дорог и голивудских крепостей. Но это на следующий день...

Барабанное шоу
Игра на барабанах
Разработка маршрута на завтра

День 35. (25 июля) Утром позавтракали, искупались в бассейне и в путь в горы, как ни жалко было уезжать из этого замечательного кемпинга. Ночевка и отличный ужин обошлись нам в 400 дирхам = 36 евров.

Завтрак в кемпинге
В кемпинге
Первый и последний водоем в Марокко, не набитый берберами
Пальмира долины Тодрес

Дорога, извиваясь, ползет вверх параллельно реке Тордес с пышной зеленой пальмирой. Стены ущелья подступают вплотную друг ко другу, и ущелье превращается в глубокий извилистый каньон с оазисом на самом дне. При такой глубине дно каньона полого, так что иногда река разливается в мелкие озера. Дорога проложена по дамбам прямо по озеру. Весной дамба скрывается глубоко под водой.

Ущелье Тодрес

Там где озера, любят отдыхать местные берберы, ди и группы европейцев встречаются в сопровождении гида. Здесь есть ресторанчики под открытым небом, сувенирные лотки. Разъезжаясь со встречной машиной, при заднем ходе наш опель съехал задним колесом с дороги. Подоспевшие берберы легко и быстро поставили его на место.

На дне каньона
В каньоне
Торговцы кока-колой
Берберы отдыхают
Поселок в каньоне
Сувениры
Гараж

Каньон кончился и цивилизация тоже. дальше узкая асфальтовая щербатая лента плавно забирается вверх. Люди перестали встречаться, только ярко-зеленые огороды на дне ущелья и козы напоминают о близком жилье.

Ущелье Тордес

Размытый мост

Встречаются участки полностью уничтоженной весенними потоками дороги, тогда проложен объезд прямо по камням по дну высохшей реки. Иногда от дороги что-то осталось, и ехать по ней довольно неприятно. Но наш путь все выше и выше, что нас там ждет? Бербер, посоветовший нам этот маршрут, обещал нам боьшие участки без асфальта, проходимые на нашей машине. Но оказалось, что почти весь день мы занимались мини трофи.

Размытая дорога
Главное держаться подальше от края
Объезд уничтоженной дороги
Ущелье Тордес

Асфальт кончился, а дорога из узкого ущелья вырвалась в просторную долину со складчатыми горами.