Болгария

(Часть 10)


Шипка


Дорога на Шипкинский перевал чем то напоминает дорогу на Ай-Петри из Ялты. Бесконечные серпантины в лесу, деревья, смыкаясь над головой, образуют темный зеленый тоннель. Но ехать можно довольно резво, правда при этом пассажиров размазывает то по правой, то по левой стенке. Да и у самого водителя начинает кружиться голова. От шипкинского перевала к памятнику ведет лестница из 800 ступенек, но есть и дорога. Перед дорогой шлагбаум, где написано, что дорога открыта с 9 до 19 часов. Таким образом, дорога закрывалась через 15 минут. Все испугались, что машину закроют на горе, и уговорили меня не ехать, а зайти к памятнику пешком. Если б мы поехали, то успели бы до закрытия музея.
Санька, которого начиная с Габрого, несколько раз жестоко вырвало, только заснул у Ани на руках. Мы его переложили в коляску и пошли к памятнику не по ступенькам, а по петлистой дорожке.
Микроавтобус с музейщиками встретили по дороге на верх, они и закрыли шлагбаум. На пол пути стоит еще один памятник - Александру II, есть еще несколько маленьких памятников, плит с надписями и пушек.
С вершины горы, где стоит памятник, открывается туманный вид на тонущие в дымке долины и хребты гор. Я вообще не любитель посещать места "боевой славы", но здесь витает в воздухе ощущение эпической героичности.
Вниз к перевалу спускались по восьмистам ступеням.


вид на вершину с перевала
памятник Александру II
спускаемся к перевалу
Храм в Шипкинском монастыре

 

Шипкинский монастырь

 

Спуск с перевала не такой длинный, как подъем. Видимо, Розовая долина лежит на приличной высоте. В селе Шипка кемпинга, на который мы расчитывали, не оказалось. Видимо, в интернете были устаревшие сведения. И мы поставили палатки прямо рядом с монастырем, спросив разрешения у монахов. Утром в семь часов начиналась литургия, на которую мы решили сходить.

 

 

День 11. (28 июля)

Этот день начался очень плохо, ночью Сашу рвало 4 раза, все пропахло запахом рвоты, Саша квелый, несчастный сидел только на руках. Как вести на службу такого ребенка, можно ли причащать? Решили, что к началу (к 7:00) пойдет Кирилл и Майя Михайловна. А мы с Саней и Ксеней придем к причастию. На литургии, кроме нас никого не было, только два монаха в алтаре и два послушника на клиросе. Служба была на церковно-славянском, а не на болгарском. Сашку решили причастить все-таки, у него ведь завтра день рождения, и попадем ли мы в храм завтра - не известно. Он был единственным причастником. Когда он сложил руки и открыл рот перед чашей, молодой иеромонах сказал "браво!". После службы он вынес нам из алтаря просфору и подарил Саше крестик на цепочке.

Немного о самом монастыре. Идея храма, его замысел принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, матери прославленного генерала, воевавшего здесь. Согласно легенде, она дала обет посторить храм на Шипке, если ее сын вернется живым. Он вернулся. Величественный замысел стал всенародным делом, средства на его реализацию стекались от многочисленных жертвователей, обыкновенных жителей России. Архитектором А.Томишко был выбран стиль русских церквей XVII в. Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены мемориальные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами офицеров, павших при обороне перевала. Останки героев покоятся в 17 саркофагах в крипте храма. Колокола отлиты в России, на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 тонн и является личным подарком императора Николая II. Вот здесь хорошо и подробно описаны бои за Шипку.

 

 

После службы мы осматривали собор и крипту под ним. В стены собора внутри вделаны огромные мраморные плиты со списками погибших. Указаны фамилии только командного состава каждого полка, эатем надпись столько-то человек рядового состава. Нас поразило соотношение убиенных русских и болгар - больше 10 плит с перечнем русского командного состава и 2 плиты с поименным перечислением всех болгарских воинов. Вот так. А в книжках пишут, что Шипку отстаивали болгарские ополченцы и русские воины. И именно в таком порядке. Молодой священник, причащавший Сашу, немного поговорил с нами, потрепал Саньку за щеки и предложил нам принять душ. За это предложение мы были им очень благодарны.

 

иконостас собора
студент-богослов

 

До монастырских келий нас проводил смешной толстый парень. Он учится в Тырново в богословском университете и собирается стать священником. Говорит: "Буду белым священником, - показывает на монахов, - не могу, как они, без женщины." Монахи живут в здании, которое было построено, как общежитие для русских эммигрантов первой волны. Здесь он нам показал свою комнату. Флаг какой-то национальной партии или организации Болгарии в углу, посреди комнаты телевизор. Как бы извиняясь, пожимает плечами, что мол с меня взять, грешный, не могу без телека.
– Келья, – говорю я.
– Нет, вот келья. – открывает соседнюю дверь: большая комната, посреди стоит кровать и больше ничего. С уважением – Здесь монах живет!

 

Келия студента
Келия монаха

От Шипкинского монастыря у всех остались самые лучшие впечатления. Едем в Казанлык. Здесь разменяли деньги, посмотрели снаружи на фракийскую гробницу. (Она закрыта, рядом сооружена копия). Женщины накупили всяких пахнущих сувениров, связанных с Розовой долиной. И правда, справа и слева по всей долине простираются поля с какими-то маленькими чахлыми розами. Теперь едем в Софию. Дорога довольно хорошая, трафик небольшой. Над глубокими ущельями и каньонами сооружены длинные высокие мосты, с которых открываются головокружительные виды на водопады внизу. Из Розовой долины, петляя через горы, дорога подходит к Софии.

 


Часть 9
Часть 11

     

Оглавление отчета

На страницу с путешествиями

На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz