Турция

(Часть 27)

День 27. (13 августа) Утром, когда вылезли из палаток, увидели перед нами древний мост через Тигр, и за ним руины стен городской цитадели. Позавтракали, собрались, попрощались с курдом-сторожем и поехали в город.

 


Готовим на газу завтрак
 
Мост через Тигр. За ним руины башен и мечети Диярбакира

 

Диярбакир

Сирийская якобитская (монофизитская) церковь Мерейем Ана

 

Блокпост при въезде в город, нас пропускают, не останавливая. Старый город находится в черте крепостных стен. Полунищенские кварталы, мусор, курды, замотанные в тряпье. Мы оставили машину в одном из переулков и пошли искать сирийскую церковь Meryem Ana (церковь Богородицы). Улицы дальше слишком узкие для автомобиля. Дверь во двор церкви заперта, позвонили, через несколько минут нам открыла замотанная старушка и ушла. Здание церкви неизвестно когда возведено. Первоначально это был храм какой-то религии солнцепоклонников. Что то построили в поздний римский период, затем двери в византийское время и т. п. Здание много раз было в огне и восстанавливалось. Молодой священник, двое парней и мальчик спокойно правили службу. Из прихожан только старик на лавочке. Что была за служба, мы не поняли. Пытался на пальцах спросить у дедка – бесполезно. Алтарь больше походил на армянский, чем на греческий. Интересно видеть икону какого-то святого диакона с арабскими надписями.

Византийские врата церкви
Алтарь

В переулках Диярбакира

 

Почти все въезды в центр были закрыты, то ли из-за воскресенья, то ли еще из-за чего. Мы объехали по кругу изнутри крепостной стены весь старый город и въехали в центр с севера. Здесь есть несколько туристических кварталов с отелями, банками, ресторанами, магазинами. А вокруг обычные бедные облупившиеся здания. Интересно, один минарет стоит на четырех каменных столбиках. Гуляем по узким переулкам, все оборачиваются, смотрят в спину, иногда привязываются мальчишки. Подходят какие-то личности и на скверном английском предлагают услуги гида.

Минарет на столбиках мечети Касим Падишах. 1552
 

 

Чтобы попасть в католическую церковь Keldani надо так же стучать в ворота, пока не откроет дверь смотритель. Церковь – трехнефный зал с аркадой и облезлыми стенами. Восточные ковры и приторные католические иконки. Мужичок стал требовать донэйшн фор ве черч. Дали ему, он показывает на крупную купюру в кошельке: Ай ченж. Пришлось его послать по-русски, по-английски, боюсь, он бы не понял.

Церковь
Алтарь
Переулки старого города
Армянская Церковь

 

Армянская церковь устроена также, большое многонефное здание с аркадой. Только она так и стоит без крыши со времен геноцида, когда ее разграбили. В ее дворе живет курдская семья, они и показывают церковь. Погуляли еще по улицам и переулкам Диярбакира, купили айран, и поехали дальше. Диярбакир – центр курдского сопротивления, поэтому здесь столько турок-военных. Старый город окружен кварталами современного города с широкими улицами, бетонными домами, стеклянными магазинами.

Алтарь
Церковь

 

Дорога Диярбакир - Силван - Битлис - Татван

До Силвана дорога идет по ровному пустынному плоскогорью

 

Завернули в MMMigros и покатили в сторону Вана. Нас ждет 240 км горной дороги. Стук продолжается, при внешнем осмотре ничего не заметно, да какой из меня механик! Снова черная лента шоссе извиваясь по желтой равнине тянется к призрачным горам на горизонте.

 

 

Мост Малабади через Батман. Построен в 1147 г.

После Silvan начались горы. Во многих местах дорогу ремонтируют. Приходится по несколько километров ехать по гравию, покрытому толстым слоем песчаной пыли. За фурой или автобусом ничего не видно из-за густого облака дорожной пыли. Эти участки ремонтных работ существенно замедляют продвижение вперед. Около 80 км шоссе петляет по ущелью рядом с рекой Битлис. Перед каждым крупным населенным пунктом блокпост с бронетехникой и дотами. Немного не доезжая до дороги вокруг Вана, совсем не там где на карте, увидели указатель Nemrut crater lake. Это другой вулкан Немрут, расположенный километров в пятистах от первого.

 


Река Битлис
Вулкан Немрут

 

В кратере вулкана Немрут

Вид внутрь кратера с перевальной точки

 

Узкая асфальтовая дорога долго полого подступает к склонам конуса вулкана. Затем начинаются уже грунтовые серпантины. Сейчас из озера хотят сделать туристический объект – строят подвесную канатную дорогу. К ее опорам и станциям проложили дороги для строительной техники, которые создают путаницу. Так мы поехали на развилке как бы по продолжению своей дороги, а в этом месте бульдозером нарыли новую. Через пару километров после нескольких витков серпантина дороги встречаются, но чтобы проехать через канавку новой дороги пришлось строить из камней мостики. Чуть не застряли. На перевальной точке кратера стоит множество военной техники, и маятся в теньке от нее солдаты в касках. Нам усиленно замахали – останавливайтесь. Подбежали несколько солдатиков, с любопытством заглядывают в окна. Неспеша подошел офицер и на неплохом английском спросил наши документы. Вопрос: «Туристс?». Мы: «Я-я», махнул рукой – езжайте. Начинается спуск на дно кратера. Отсюда уже видно голубое озеро, притягательно манящее своей прохладой.

 

Внутри кратера

 

Уперлись в развилку: три дороги. Повернули налево, в сторону озера. Минут через 10 тряски по камням приехали к тупиковой площадке. А озеро еще далеко внизу. Достали плавки, купальники и по осыпающемуся склону минут за 10 спустились к озеру. Каменистая осыпь круто уходит в озеро – не лучшее место для купания. Но делать нечего. Вода оказалась ледяной. Саньку еле удалось искупать, он визжал и никак не хотел плескаться в холодной воде. Верхний тонкий слой воды немного прогрет, можно плавать распластавшись по поверхности. Конечно в России такая вода казалось бы просто холодной, на Волге мы спокойно купаемся. Но когда две недели жара больше 40 градусов...

40 градусов и ледяная вода

 

Мы решили, что вторая дорога должна привести к пологому берегу, который не видно за отрогом. В западной части кратера есть еще одно совсем небольшое озеро. На его берегу что-то вроде кемпинга в большой военной палатке. Человек десять французов с рюкзаками сидят и чего-то ждут. Но дорога идет дальше к берегу первого большого озера. Везде стоят военные грузовики, броневики, бегают турки с автоматами. Ближе к берегу толпа местных водит большой хоровод и что-то выкрикивает. Солдаты и местные откровенно глазеют на нас. Мы здесь конечно лишние: девушки в легких летних платьицах, ребенок и я в одних шортах и солнечных очках, а вокруг замотанные с ног до головы курды и солдаты при полной амуниции в железных касках. Мы развернулись и двинули назад. Хорошо, что мы сначала поехали по левой дороге и искупались в этом чудесном озере!

Второе, теплое озеро, с "кемпингом" на берегу

 

В кратере
На дне кратера
Стенки кратера

 

Дорога фактически песчаная, колеса зарываются, машину заносит и крутит на поворотах. Пейзажи внутри кратера фантастические: темно-серые потоки лавы с занесенными песком щелями между камней и зелеными кустиками, мелкие пересыхающие озерца с растрескавшимися берегами, скальные стенки кратера, осыпающиеся белым песком где прорезана дорога, и везде холмы, видимо, из вулканического пепла, покрытые колючками. Здесь внутри кратера затерянный мир со своим ландшафтом и своим климатом. На подъемах, если остановился фотографировать, потом трудно тронуться с места, колеса зарываются, а машина стоит. Как на льду.

Вид на кратер влукана Немрут из космоса

 

 


Последний взгляд в сторону кратера

 

Со стенки кратера прощальный взгляд на этот дивный мирок. Какой же он большой: километров десять в диаметре! А в другую сторону видно Ван! Разных оттенков желтого горы, а посреди сияющая голубизна. Так выглядит Севан с Дилижанского перевала.

 

Озеро Ван. Вид с кратера Немрута

 

Часть 26
Часть 28

     

Оглавление отчета

На страницу с путешествиями

На главную страницу

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz