Турция

(Часть 16)

В Ялове заглянули в MMMigros (наш Рамстор) затарились продуктами и дешевым вином. Надо сказать, что вино в Турции стоит дороже, чем в Москве раза в два. За те деньги, что мы покупали плохонькое винцо в Турции, в Москве я покупаю довольно приличное вино. Из Яловы по трассе через перевал едем в Orhangazi, далее через еще один горный отрог в Бурсу. Дорога загружена фурами, которые еле еле тащатся на подъемах, но две полосы в каждую сторону позволяют двигаться 100 км/ч. Быстрее в западной части Турции почти никто не ездит, уж очень высокие штрафы. Турки очень сильно перегружают машины. Обычно над бортами кузовa возвышается метра на два-три целая груда мешков, перехваченная веревками. Центр тяжести машины сильно поднимается, устойчивость падает. Перед нами у такого переполненного грузовика лопнуло колесо. Его стало мотать по всей дороге, при этом он жутко накренивался, казалось, вот вот ляжет на бок. Все же ему удалось остановиться, не перевернувшись. Потом мы часто встречали на обочинах перевернутые, опрокинутые, со смятыми в лепешку кабинами грузовики.
В районе Бурсы строят мощный автобан, видимо это будет новая платная дорога. По ней мы проехали мимо города, и когда новая недостроенная дорога кончилась, выехали на старую где-то в начале озера Ulubat gЪlЯ. В наши планы входило встать на ночевку на берегу этого озера, поэтому мы свернули на дорогу в деревню, и, выехав на полуостров, попытались подъехать к воде. Берега оказались сильно заболочены, пришлось поставить лагерь в поле среди кустов. Уже давно стемнело, и найти более приличное место не было возможности. Поставили палатки, сварили на газу ужин. Местные комарики оказались довольно назойливыми. Их, конечно, в сотни раз меньше, чем в Карелии, но они сами мельче и противнее. Ксенька хотела побрызгаться спреем от комаров и случайно попала себе прямо в глаз. Но ничего, все обошлось. Утром уже даже не слезился. Когда уже собрались спать, к нам в кромешной темноте подошли гости в виде стада овец и старика-пастуха. Сначала мы слегка испугалсиь, видно было только слабый свет фонарика, чей-то ворчливый голос и лай собак. Оказалось, что наши палатки стояли на пути к броду через ручей. Старик ни слова не понимал по английски, он что-то проворчал и повел овец в обход.

День 18. (4 августа) Мы просыпаемся по московскому времени в 8, по местному в 7. Вообще жить здесь по московскому времени удобней. Получается, что позже темнеет. По турецки в 7 уже сумерки, а по нашему в 8. На конце нашего полуострова, уходящего в озеро Улубат, стоит деревенька GЪlyazi на месте античного городка Аполлония или Аполлионт. О нем я случайно прочитал в интернете на каком-то турецком сайте. Мы прокатились по кругу через всю деревню по улице вдоль берега. Это типичная турецкая деревня, где на тебя и на машину глазеют, как на чудо-юдо, а проезжая мимо детей, боишься получить камень в заднее стекло. Селение очень живописно расположено на склонах полуострова, окруженного озером. Часто встречаются остатки от каких-то античных строений, видны основания стены и ворот.

Улубат

Ночевка в поле около пресного озера
Деревня Гёльязи (древний Аполлионт)

Остатки античных построек
Аполионт. Фото плаката

Наша следующая цель уже далеко на юге на Эгейском море побережье напротив греческого острова Самос. Пергам, Смирну (Измир), Эфес (Сельчук) проезжаем не останавливаясь, так как в этих городах мы с Анькой уже были. Дорога через Balikesir, Akhicar, Manisa и Измир идет через невысокие горы в основном двухполосная с третьей полосой на подъемах. Всю дорогу едем 100-110 км/ч. Интересно, что спуски турки проходят очень осторожно, несмотря на то, что любят погонять. Едем и пьем литрами айран из автохолодильника.
В Измире удалось не запутаться среди сложных развязок и выехать на платную дорогу на юг в Aydin. По автобану едем 120-130 км/ч. Здесь, в западной Турции, турки зарабатывают на каждой развалине. Рядом с трассой торчат из земли на полтора метра остатки маленькой античной постройки, тут же околачивается турок и продает билеты. После тоннеля свернули с автобана в сторону городка SЪke, расплатились за дорогу и поели в придорожном ресторанчике кебабов. Здесь на нас толпами наседали мальчишки-чистильщики ботинок. Мне так и не понятно, как они собирались чистить наши сандали. Их переодически отгонял от нас офицант этой забегаловки. Санька сам натыкал палочек из под кебаба в хлеб и сказал, что это ежик.

Приены

После Soke съезжаем на узкую дорогу, а потом по еще более узкой поднимаемся до античного города Приена. Приена – один из самых замечательных античных городов, которых мы видели в Турции, а видели мы их около трех десятков. Дело в том, что город стоит на склоне горы вдали от современных деревень. За две тысячи лет руины города не растащили на строительный материал, как в других местах. Развалины поросли сосновым лесом, и раскаленная на жаре хвоя дышит тонким ароматом. Упавшие колонны, капители, карнизы, балки выступают из толстого слоя пожелтевших иголок. Хорошо видно планировку города, его главную и боковые улицы. Часто встречаются каменные скамейки, правда, в это время года на них не посидишь, можно заживо превратиться в бифштекс. Театр не большой, но интересный с местами для важных людей (архонтов) почти на самой сцене в орхестре. Так же очень хорош храм Афины с каннелированными ионическими колоннами. Впечатляют городские лестницы на верхнюю площадку города, где стоит храм. Но ходить в августе по руинам очень утомительно. Жара у нас была такая, что пришлось Сашке вместо забытой в машине панамы на голову наматывать майку, я испугалась, что у него солнечный удар будет. Жара так размаривает, что хочется лечь в теньке и заснуть.
На стоянке рядом с билетными кассами окатили Саньку холодной водой из шланга, а потом и сами полили друг друга. После этого можно жить, правда предстоит пережить несколько мучительных минут, пока кондиционер не выгонит весь раскаленный воздух из машины. В Румынии мы благоразумно купили защитный коврик от солнца под лобовое стекло. А вообще, люди рассказывают, что оставленные на солнце в машине вещи просто плавились, например, фотоаппарат.

Стены городских террас

Храм Аполлона

Театр

Милет

Теперь мы мчимся по выжженой солнцем равнине, отдаляясь от хребта, на котором стоят Приены. Вскоре слева посреди полей показалась небольшая гора, на которой и вокруг нее стоял древний город Милет. Самое интересное и впечатляющие в Милете – это довольно большой театр, как всегда встроенный в склон. Впечатляют могучие широкие лестницы под партером, ведущие к проходу за амфитеатром. На вершине горы прямо из верхних рядов театра вырастает турецкая крепость, построенная гораздо позже театра уже в средние века. Остальные руины, разбросанные у подножья горы, не интересны.

На трассе
Лестница на амфитеатр
Театр в Милете
Стоянка в Дидиме на море

В каком-то селе после Милета впервые в Турции заправились, расплатившись кредиткой. Залили полный бак, при этом нам помыли машину. Теперь мы едем в Дидим. По плану в Дидиме мы хотим остановиться в кемпинге на море. Но вопреки ожиданиям Дидим оказался обычным шумным курортом, из которого мы постарались быстрее уехать. На окраине городка на берегу моря нам попались два кемпинга. Первый небольшой, но вытоптанный и грязный, а второй, бльшой и густо заселенный, зато чистый и приятный. В нем мы за какие-то гроши поставили палатку у самого моря и пошли купаться.